Методические рекомендации по педагогической поддержке родителей в воспитании и развитии детей в организациях среднего образования

Утверждены  Решением Научно-Методического Совета НАО «Национальный институт гармоничного развития человека»
Протокол  № 3

 «15 » августа 2023 года

Методические рекомендации

по педагогической поддержке родителей

в воспитании и развитии детей в организациях среднего образования

Глава 1. Общие положения

  1. Настоящие Методические рекомендации по педагогической поддержке родителей или законных представителей (далее – родители) в воспитании и развитие детей в организациях среднего образования (далее – Методические рекомендации) разработаны в целях в целях усиления взаимодействия школы с родителями по вопросу обучения и воспитания детей, а также развития позитивной культуры у родителей.  
  2. Задачи педагогической поддержки родителей:
  3. организация системной педагогической поддержки родителей для развития педагогической культуры, психолого-педагогических и социальных компетенций родителей для обеспечения благополучия детей;
  4. укрепление взаимодействия между организацией среднего образования и семьей в воспитании и развитии детей;
  5. повышение ответственности родителей за воспитание и развитие детей.

Глава 2. Порядок организации педагогической поддержки родителей

 в воспитании и развитии детей

  • Организация деятельности по педагогической поддержке родителей в организациях среднего образования осуществляется Центром педагогической поддержки родителей (далее – Центр), в следующем порядке:
  • издание приказа руководителем организации среднего образования об организации педагогической поддержки родителей в воспитании и развитии детей;
  • организацию деятельности Центра осуществляет заместитель руководителя по воспитательной работе, который:  

-обеспечивает новые формы школьно-родительских отношений, полное взаимодействие школы и семьи;

          -осуществляет планирование и контроль деятельности классных руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов и педагогов дополнительного образования по реализации новых форм школьно-родительских отношений и полного взаимодействия школы и семьи;

          -при планировании новых форм школьно-родительских отношений руководствуется рекомендуемой программой занятий для родителей (далее – программа), изложенной в приложении 1 к настоящим Методическим рекомендациям;

          -составляет расписание занятий в соответствии с рекомендуемой программой на учебный год;

  • педагогическую поддержку для родителей осуществляют классные руководители, педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования, прошедшие обучение по образовательной программе курса повышения квалификации «Научно-методические основы психолого-педагогического просвещения родителей»;
  • c учетом запроса родителей допускается самостоятельное определение тем занятий в объеме до 30% от рекомендуемой программы.
  • не допускается включение в программу занятий для родителей тематик, запрещенных законодательством Республики Казахстан, направленной на пропаганду насилия, сексуальных извращений, иных явлений, разрушающих традиционные семейные ценности.
  • Для практической реализации деятельности Центра организациям среднего образования рекомендуется:
  • изучать потребности родителей по психолого-педагогической поддержке путем анкетирования, интервью или опроса;
  • проводить информирование родителей о педагогической поддержке, составлять списки участников занятий;
  • организовывать обучение педагогов, осуществляющих педагогическую поддержку родителей;
  • проводить мониторинг проводимой работы по педагогической поддержке родителей;
  • проводить один раз в год анкетирование по выявлению уровня удовлетворенности родителей педагогической поддержкой;
  • освещать проводимые мероприятия в средствах массовой информации и социальных сетях.
  • При наличии интернет-ресурса организациям среднего образования предлагается создать раздел «Центр педагогической поддержки родителей», где размещаются:
  • информация о работе по педагогической поддержке родителей;
  • расписание занятий;
  • методический материал в помощь родителям;
  • ссылка на цифровую платформу «Центр педагогической поддержки родителей».

Глава 3. Содержание педагогической поддержки родителей в воспитании и развитии детей, формы занятий и социального партнерства

  • Содержание занятий базируется на основе «Единой программы воспитания» в организациях среднего образования и национальных ценностях в контексте благополучия детей в соответствии с возрастными особенностями детей.
  • Педагогическая поддержка осуществляется на основе программы занятий для родителей учащихся с 1 по 11 классы;
  • Установочные встречи с родителями, ознакомление с содержанием программы занятий проводятся до 15 сентября.
  • Программа педагогической поддержки включает восемь занятий в год.
  • Занятия могут проводиться в онлайн и офлайн режиме, с применением разнообразных форм (семинары-практикумы, тренинги, деловые игры, дискуссии, обсуждения), в том числе с применением цифровых ресурсов.
  • Для педагогической поддержки родителей дополнительно предлагаются следующие мероприятия: клуб «Даналық мектебі», родительские чтения, конференции, дни открытых дверей, родительские недели, форумы, творческие, спортивные, культурные мероприятия с участием родителей и детей, например, марафоны, ярмарки, выставки, концерты, театральные постановки походы, экскурсии и акции.
  • Для поддержки и взаимодействия с родителями рекомендуется использовать цифровую платформу «Центр педагогической поддержки родителей», которая содержит тематическую информацию по разделам: программы занятий, видео-лекции, видео-рекомендации, видео-ситуации, интервью, тематические вебинары, электронный каталог ресурсов, советы психолога, тесты, анкеты, памятки, инструкции, чек-листы, постеры.

Глава 4. Координация деятельности Центра

  1. Управлениям образования области и городов республиканского значения рекомендуется:
  2. координировать деятельность по педагогической поддержке родителей;
  3. определить ответственного специалиста за организацию деятельности Центров в организациях среднего образования;
  4. обеспечить взаимодействие между органами управления образования района (города областного значения), учебно-методическими центрами, организациями образованиями;
  5. проводить мониторинг деятельности по педагогической поддержке родителей;
  6. предоставлять информацию о проводимой работе в Министерство просвещения Республики Казахстан;
  7. освещать деятельность по педагогической поддержке родителей в средствах массовой информации и социальных сетях.
  8. Отделам образования районов и городов рекомендуется:
  9. оказывать содействие организациям среднего образования в реализации деятельности Центров;
  10. определить ответственного специалиста за организацию деятельности Центров в организациях среднего образования;
  11. предоставлять информацию о проводимой работе в управления образования области;
  12. освещать деятельность по педагогической поддержке родителей в средствах массовой информации и социальных сетях.

___________________________